По железной дороге от фабрики “На холмы” и «на болото»

Хоть дорога «на болота» появилась раньше, она в нашем повествовании идет под номером два. Чтобы подойти вплотную к ее началу, нужно вернуться на улицу Лермонтова. Сейчас на ней остался дом №2.

Этот дом помнит и первый свисток «краусовского» паровоза. Напротив него, за серебристым стальным забором (у западного угла дома), находится барский каретный сарай. Но ради железной дороги барин велел сарай освободить и в нем устроить депо. От депо, а тем более – каретного сарая, внутри ничего не осталось. Сейчас в этом месте можно рассмотреть ширококолейные рельсы, они почти закатаны в дорогу. Узкоколейные рельсы шли рядом (южнее) и выходили около Красноармейского шоссе в районе дома №33 по улице Свердлова. Сейчас можно пройти лишь короткий участок – частные территории.

Дом №33 по улице Свердлова – новодел девяностых – скрывает за собой белое двухэтажное строение. Это было новое депо УЖД. Примерно на половине пути от дома № 33 по ул. Свердлова до дома №2 по улице Лермонтова на линии УЖД находился дровяной склад. Он был не мал по площади и занимал всю территорию современной станции широкой колеи.

Далее дорога, мимо магазина строительных материалов уходила на юго-восток. Сейчас по ее пути проложена дорога в гаражные кооперативы. Примерно через километр появляется ответвление вправо (на юг). Сейчас дорога спускается вниз, к озерцу. Но если присмотреться внимательно, то можно увидеть следы насыпи как с этой, так и с другой стороны оврага. Насыпь была разрушена по случайному стечению обстоятельств.

Весна 1992 года выдалась очень полноводной и труба под насыпью оказалась не в состоянии пропустить воды тихой речки Плаксы. Вода стала прибывать и через день на месте маленького озерца образовалось огромное озеро талой воды. Возникла угроза подтопления гаражей, канализационной системы, кладбища. Было принято решение сделать в дамбе брешь для стравливания воды. Но как только экскаватор дал вырваться первому ручейку по верху, то едва хватило времени отогнать саму машину. Мощный напор воды мигом размыл промокшую дамбу.

С другой стороны оврага насыпь подходит к подножию холма, именуемого горой Пышкой. В нем сделана выемка, по ней и шла УЖД. Сейчас здесь проходит ЛЭП. Метров через 200 дорога делает левый поворот. А еще метров через 300 после поворота можно обнаружить остатки интересного и не понятного сооружения. Слева и справа на откосах насыпи имеются возвышения, в которых стоят что-то вроде опор от маленького моста. Предположить, что это останки пешеходного моста, практически невозможно, нет ни одного свидетельства, да и машинисты ничего похожего припомнить не могли. Поэтому пока классифицировать их не удалось.

В этом месте был сооружен мост через ручей. Изначально мост был скорее всего деревянным, но довольно быстро он был заменен железным на кирпичных основаниях. Мост был окончательно уничтожен в 2005 году, но опоры из старого кирпича в 2007 еще сохранялись. Впервые пройти по линии «на холмы» от начала и до конца мне удалось только весной 2008 года. Сейчас по ней проложена грунтовка, которая пересекает дорогу Красноармейск — Петровское и уходит левее (севернее). Линия снова пересекает ЛЭП и уходит в лес.

С этого самого места пройти по линии, построенной в 1906 и разобранной в 1926 году совсем не просто. Путь завален деревьями и продвижение по нему напоминает скорее игру «Форт Боярд», чем приятную прогулку. Тем не менее линия «на холмы» очень интересна с инженерной точки зрения. Она строилась с помощью военных и на линии было сооружено немало количество мостов и огромных насыпей. Все делалось с таким расчетом, чтобы поезд с грузом дров ехал всегда под уклон к поселку. Остатки первого моста встречаются метров через 500 после пересечения с ЛЭП.

На берегах реки Воронок, которая уже стала лесным ручейком, остались железные сваи, удерживающие деревянные конструкции моста. После моста путь начинает забирать правее (восточнее) и идет параллельно забору ведомственного предприятия, метрах в 200 от него. Путь идет некоторое время по выемке, которая сменяется насыпью. На пути встречаются многочисленные пробелы в насыпи — в этих местах были деревянные мосты через маленькие ручейки и канавы. Путь сильно зарос, завален деревьями и даже иногда теряется в густом лесу.

Через пару километров насыпь начинает делать крутой левый поворот (на север). С одной стороны стоит светлый осинник, а с другой вековой еловый лес и место завораживает своей красотой. Живо представляется картина, как паровоз с составом, окутанный клубами пара и дыма, величественно проходил по этой кривой. После кривой дорога снова пропадает в небольшой выемке и начинает забирать правее (восточнее).

Выемка быстро сменяется крутой насыпью и выходит к одному из интереснейших сооружений на дороге, оставшихся до наших дней. Это мост через уже знакомую нам речку Воронок. Высота насыпи достигает 15 метров. Над рекой из согнутых рельсов были сделаны арки около метра в высоту. Арки были установлены с интервалом около полуметра. Сверху арок были уложены бетонные плиты небольшого размера, а сверху этой конструкции и прошла огромная насыпь.

В одну из весен 90-х годов, после снежной зимы, тихая лесная речушка Воронок превратилась в бурлящий полноводный поток. Труба под выемкой перестала справляться со стремительной рекой и вода с северной стороны линии стала прибывать. Сооруженная в овраге выемка стала преградой для огромной массы воды, которая быстро прибывала. Вода достигала уже самой кромки насыпи, когда размокшая земля, перемешанная с керамзитным камнем стала расползаться.

Насыпь стремительно обрушалась под напором стихии. Огромный поток хлынул вниз по течению реки, смывая на своем пути деревца по берегам речки. В районе автодороги Красноармейск — Петровское он уже потерял скорость и силу. Труба под дорогой, в которую заключена речка Воронок, выдержала напор. А труба на дачной грунтовке под ЛЭП была забита и не справилась с потоком. Вода размыла большой участок грунтовки и с тех пор дачники проезжают к своим участкам не под ЛЭП, а чуть дальше, по бывшей линии УЖД. Сила разгула стихии в тот день ощутима даже сейчас, спустя много лет.

После моста узкоколейка снова ныряет в выемку и снова пересекает ЛЭП. Совсем рядом с ЛЭП сохранился старый путевой стол — кусок рельса, к которому крепилась металическая табличка с указанием километража. После пересечения с ЛЭП дорога петляет по болотцам на небольшой насыпи. Слева и справа от дороги располагаются живописные лесные озерца, которые в засушливое лето исчезают. Через несколько сот метров дорога выходит к старой дороге Степаньково — Петровское. Деревни Степаньково давно уж нет — ее расселили при строительстве Софринского полигона. А дорогу до сих используют колхозники, грибники, рыбаки и охотники.

УЖД пересекает ее в небольшом перелеске практически под прямым углом и далее начинает забирать правее (восточнее), то проваливаясь в глубокую выемку, то идя по насыпи. Этот отрезок пути оказался самым сложным. В некоторых местах приходилось обходить завалы, делая крюки по 200-300 метров в сторону от дороги. На линии попадаются мосты — где-то это просто выемки, а где-то сохранились опоры.

На этом отрезке сохранился еще один путевой столб и даже табличка на нем есть, только совсем не читаемая. После пересечения с газопроводом линия становится совсем трудно проходимой. Примерно через 500 м линия делает крутой поворот на 90 градусов и идет прямо еще около 2 км. Дальше она совсем трудно проходима. Здесь заканчивалось ответвление «на холмы». Линия, которую так часто путали с Москватопом в районе Пирожной горы в Красноармейске. Линия просуществовала всего 20 лет, но помогла в самые тяжелые годы. Ну а мы вернемся к развилке линий «на болото» и «на холмы».

Дорога «на болото» круто поворачивала вправо, на юго-запад, эта тропинка хорошо читается в лесу, а зимой по ней проходит лыжня. Затем прямая около 1,5 км, и снова поворот на 90 влево, на юго-восток. Дальше прямая линия до сторожки, насыпь УЖД хорошо читается в лесу. Около сторожки была импровизированная станция, сейчас в ней находится пункт лесничества и рукой подать до Синего озера. А УЖД снова ныряет в лес и через километр поворачивает чуть южнее, и доходит до Фряновского шоссе. Справа пустырь, следов мало, но на этом месте находилось депо и учебная база МЛТИ. Так же тут находился учебный круг, следы которого хорошо заметны.

После Фряновского шоссе линия снова поворачивает чуть восточнее, но в месте поворота видна отходящая в сторону Голубого (Черного) озера насыпь — это бывший путь к погрузке торфа. Лес тут сосновый, очень светлый и гулять очень приятно. Примерно через километр еще одно живописное озеро, рядом с которым расположено СНТ. Дорога к нему проложена как раз по трассе УЖД. Затем путь пересекал малое бетонное кольцо А107 и шел прямо в сторону Вори, а потом поворачивал к Алексеевке. В лесу и на открытых местах долины Вори насыпь сохранилась плохо. В этом месте находились торфоразработки, стояли бараки, где жили рабочие, сюда же приезжали на праздники буфеты. Места тут очень красивые.

Здесь линия на болото заканчивалась.

Линия на холмы и болото

Связанные изображения:

1 Kомментарий

  1. Здравствуйте, очень интересно читать ваш сайт! Спасибо вам за сбор такой интересной информации. Огорчает, что в статье «Красноармейск – “холмы” не видны фотографии

Отправить ответ