В 24 году путь от Федоровского в район Подсобного и НИИ Геодезия разобрали и переложили его в сторону поселка Красноармейский. Путь УЖД практически повторял путь современной автодороги Федоровское — Путилово. Только около деревни Путилово путь УЖД уходил южнее и имел станцию на месте сегодняшней платформы Путилово широкой колеи. Старый домик у южной горловины платформы Путилово – бывший вокзал УЖД. После Путилово узкол уходил правее (южнее). Он шел к улице Железнодорожной. В Красноармейске мало кто помнит о существовании Железнодорожных проезда и Железнодорожной улицы, домов на них совсем мало. Но еще меньше людей знают, почему они «железнодорожные» – до железной дороги ведь совсем далеко. Именно к окраине поселка Балсуниха (черта города) и выходила узкоколейка.
Пройдя по Железнодорожной улице дорога шла по улице Краснофлотской к улице Морозова. Между домом №21 по ул. Морозова и домами 15-21 по ул. Краснофлотской находится овраг, сегодня его уже преграждает дом №7 на Краснофлотской и детский сад. В этом месте над выемкой, в которой проходила дорога, был сделан деревянный мост. Дальше дорога делала дугу и проходила по месту, где сейчас стоит монумент Войнам Великой отечественной войны.
На месте сегодняшней площади Победы начиналось путевое развитие. На месте нового двухэтажного здания красного кирпича с магазинами стоял деревянный вокзальчик, ну а на месте нового одиннадцатиэтажного дома № 9 по улице Чкалова располагались склады. Туда вели отдельные пути.
В месте, где сейчас на шоссе выходит дорога к ГДК, дорога пересекала Красноармейское шоссе и продолжала идти с ним параллельно. Сейчас на месте УЖД пешеходная дорожка, называемая горожанами «пенсионерской аллеей». УЖД проходила мимо Московских ворот, улицы Новая жизнь.
«Болгарский» мост стоял на месте современного автомобильного. А мост для немногочисленных машин и подвод располагался левее, а дорога шла там, где сейчас стоит дом №20 по улице Свердлова. Автомобильный мост заливало каждую весну. Путь УЖД уходил вправо. Рядом с местом, где сейчас стоит АЗС, дорога соединялась с веткой на холмы.
Сейчас параллельно банному лесу идет пешеходная дорожка. Сначала по выемке, а потом просто рядом с дорогой – это тоже бывшая трасса УЖД. В районе перекрестка на опушке леса УЖД снова пересекала дорогу и шла с правой (северной) стороны в выемке. При расширении дороги до 4 полос эту выемку засыпали.
Интересный факт связан с этим местом. При ликвидации дороги горожанам распродали несколько товарных вагонов УЖД. Один из них стал голубятней. Вагончик был установлен рядом с АЗС КНИИМ напротив дома №1 по проспекту Испытателей. В 2005 году, при строительстве нового городского автовокзала, вагон был перенесен от автодороги к ширококолейному железнодорожному полотну. Но и по сей день синенький вагон – молчаливый памятник существовавшей когда-то в городе УЖД.
Путь УЖД шел параллельно Восточной улице (ныне проспект Испытателей). Дорога проходила западнее котельной и заканчивалась ранжирным парком из 6 путей. здесь же было депо и экипировочные пункты. Депо и парк находились на месте автостоянки НИИ Геодезия.
Доступ туда был свободный и местная ребятня любила проводить там время. Когда приходили составы с «грузом», любимой забавой было катание на зенитках, как на каруселях. Один крутил маховики, а остальные катались, пока охрана не прогонит. Со строительством линии широкой колеи УЖД была разобрана. Одним из самых больших ее недостатков было большое количество пересечений с главным городским шоссе. Скорости были хоть и не большие, но вес состава значительный. Поэтому не редки были мелкие происшествия на дороге.
Линия Федоровское - Полигон
Отправить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.