Узкоколейка Софрино – Федоровское – Подсобное

Название поселка Софрино произошло от фамилии местного помещика – Сафарина. За годы Сафарино преобразовалось в Софрино. Узкоколейка начинала свой путь не от вокзала широкой колеи, построенного в 1910 году известным русским архитектором Алексеем Щусевым (вокзал стал его дипломной работой), а чуть дальше, к востоку. Сейчас в этом месте находится начало базы запаса балласта путейцев и улица Узкольная. Случилось оказаться в Софрино — зайдите на Узкольную, на ней остался один дом – производственная база.

Окидывая взглядом окрестности в сторону вокзала Софрино Вы увидите одноэтажный домик, на его месте стоял деревянный вокзал, где ждали кукушки опоздавшие пассажиры из Красноармейска всю ночь. А путь узкола шел дальше, до линии широкой колеи – там был товарный склад и перегруз на широкую колею.

Если повернуться на 180 градусов, то без труда можно обнаружить асфальтовую пешеходную дорожку. Она идет в Дальний поселок. На пешеходной дорожке есть живописный мостик, после которого дорога идет водль линии широкой колеи, а вот узкоколейка шла левее, за насыпь линии широкой колеи, которой тогда и в помине не было. Если Ваша любознательность позволяет Вам забраться на насыпь, то с обратной стороны Вы обнаружите горы щебня (иногда они огромны, а иногда там пусто) и несколько путей с вагонами. Это база балласта железной дороги. Пройдя по линии ближе к Красноармейску, слева от насыпи вы увидите березнячок. В нем и скрывалась УЖД. Заметить следы несложно. Пройдя еще метров 500 в сторону Красноармейска по широколейной линии после пл. Дальний, без труда можно найти место, где старый узкоколейный путь пересекал путь широкой колеи и уходил южнее, в лес.

Если располагаете временем для прогулки, то пойдя по старой линии УЖД Вы попадете к одному из немногих уцелевших объектов УЖД. Примерно на половине пути до него еще заметно ответвление — это коротенькая ветка к водозабору на реке. Из него брали воду для паровозов и даже возили в поселок. А основной путь узкоколейки выныривает из леса к крутому берегу реки Талицы. Через нее был построен железный мост на двух каменных основаниях. Высота конструкции около 6 метров и даже сейчас она ничуть не обветшала и выглядит внушительно. Удивительно, но затерянный в лесах мост почти не пострадал от вандалов: кирпичи на месте, железные балки на месте, следов граффити нет… почти. Без труда по нему можно перебраться на другой, низкий берег. За мостом была сооружена насыпь. Дальше дорога входила в лес, где была устроена выемка — над профилем пути тогда хорошо поработали, почти не оставив уклонов. Через несколько сот метров дорога поворачивает налево и выходит прямо к воротам базы Автодора на Старом Ярославском шоссе, в 100 метрах от переезда линии широкой колеи. Кстати любителям погулять до моста я рекомендую сделать это именно от базы Автодора, обойдя лесок южнее, по опушке.

А вот дальше пройти по старому пути УЖД сложнее. После пересечения Старой Ярославки он шел там, где сейчас база Автодора и пересекал трассу современной линии широкой колеи. После переезда через старое Ярославское шоссе нужно преодолеть примерно полпути по широколейной дороге в сторону платформы Рахманово, и слева (на север) будет хорошо видна просека, уходящая в лес. Это и есть старый путь УЖД. Дорога поднимается на холм, но к деревне Рахманово все равно не выходит. Когда дорогу строили, то сделали ее сильно петляющей. Путь прокладывали в болотистой местности по самым нетопким местам к лесным массивам, о пассажирских перевозках и прокладке дороги в деревню не думали.

Дорога сильно заросла, но хорошо просматривается и вполне проходима пешим ходом (велосипедисту будет сложно). Летом, то тут то там, по бокам от насыпи виднеются лужицы с водой – местность очень болотистая и лучше всего проходима по первому морозцу до больших снегов. Примерно через километр путь упирается в высокую насыпь Нового Ярославского шоссе (М8 Холмогоры).

Мост над современной железнодорожной линией Софрино-Красноармейск расположен метрах в 200 ближе к Москве. Перейдя трассу путь значительное время идет прямо, но потом начинает забирать левее (на север). Лес вокруг – то светлый осинник, то непроглядный ельник — очень красив. Через километр дорога выходит на открытое место и продолжается на насыпи, в то время как луга по сторонам скатываются к берегам ручья. У самого ручья насыпь очень высокая – около 2 метров.

Ручей заключен в трубу без сооружения мостов. Труба и сама насыпь прекрасно сохранились до наших дней. Пройдя метров 300 по живописному березняку, дорога делает правый поворот. Здесь ее перепахали при строительстве газопровода, пройти сложновато, но можно, сильно помогают сапоги. Дальше путь снова прямой. В тенистом лесу попадаются еще пара труб, в которых текут холодные и прозрачные, как слезы, ручейки.

Пройдя около полутора километров по лиственному лесу, в конце просеки будет ясно заметен просвет. Лес в основном – осинник, и главный ход здесь завален деревьями местами очень сильно. А чем ближе виден конец леса, тем больше признаков жизни появляется в лесу. Мусор, бутылки, банки. Вот уже и колеи от трактора идут по старой насыпи.

Дорога выходит на поле и упирается в забор садового товарищества. Это окраина деревни Федоровское. Сады возникли совсем недавно, но от насыпей давно ничего в этом районе не осталось. Когда строили асфальтовые дороги в деревни, то впоследствии окультуривали все близлежащие поля, искореняя всякие старые грунтовки. Досталось и старой узкоколейной насыпи. Она проходила прямо по товариществу и выходила к северо-западному краю деревни Федоровское, проходила по его задворкам, пересекала современную асфальтовую дорогу Красноармейск – Михайловское и подходила к станции. Сейчас это здание так назвать сложно, но оно до сих пор стоит одиноко в гуще сиреневых кустов с противоположной деревне стороны асфальтовой дороги, не перепутаешь.

Вот это и было место, где расходились пути лесовозной и фабричной дорог. Лесовозная, что была построена Москвотопом, уходила влево, в лес. Нужно пересечь поле, не под прямым углом, а забирая чуть правее, после холма без труда будет различима вдающаяся в лес полянка и профиль, уходящий вниз. Это начало оврага и есть место, где УЖД уходила в лес.

Сейчас там ходят только грибники да охотники, но тропа вполне проходима в любое время года. Через пару километров вы выйдете к ЛЭП. Именно там особо хорошо видно, что УЖД шла в глубоком овраге. Овраг идет до реки Вори, по его дну, по соседству с насыпью, бежит ручеек. К нему, то слева, то справа, сбегают притоки – в этих местах много водоносных жилок. Еще метров через 500 насыпь неожиданно обрывается и через метра 3 появляется вновь. Похоже, на этом месте был сооружен мост через очередной ручей. Остатки укреплений слева, западнее, хорошо видны. Еще метров 500, дорога делает поворот и мы упираемся в реку Воря. На другом берегу – садовое товарищество Подсобное, а за ним виднеются дома Красноармейска. Следует обратить внимание на интересный подъем, уходящий левее (западнее). Это настоящая выемка для линии УЖД. Сначала лес вывозили с делянок этого берега, и лишь спустя какое-то время дорога была продолжена за Ворю.

Сейчас эту выемку облюбовали лыжники для зимних прогулок. Великолепный вид открывается с утеса. Перейти реку можно и вброд, чуть выше моста УЖД, но если нужен переход по мосту, то нужно идти полчаса вверх по течению или час – вниз. Опоры старого УЖДшного моста хорошо видны в засушливое время. Река обнажает превратившиеся в камень деревянные сваи.

Насыпь за рекой тоже хорошо сохранилась. Сейчас это просто одна из дорог в садовом товариществе. А раньше, пройдя мост, паровоз с порожними вагонами начинал подъем в гору, к сосновому бору у Пирожной горы. Выйдя из садового товарищества дорога углубляется в лес. Старый профиль пути УЖД – хорошая основа для дорог. И этим наблюдением воспользовались дачники, даже заасфальтировав часть пути.

Через 500 метров дорога выходит на Т-образный перекресток. УЖД шла прямо. Сейчас пройти по трассе УЖД нельзя – за забором режимный объект, но старожилы говорят, что дорога обрывалась через короткое расстояние, это и были основные делянки за рекой.

Линия Софрино - Федоровское

Связанные изображения:

2 Комментарии

  1. Спасибо большое за сайт и информацию! Особо интересна статья о Возненсенской УЖД, т.к. я и моя семья из деревни Никольское (Пушкинского р-на). С большим интересом всё изучили. Сделали марш-бросок по узколу от переезда у Старого Ярославского шоссе в сторону пл. Софрино. Есть фотоотчет.

Отправить ответ