Улица Свердлова

Место на карте города

Факты

После территории Фабрики, следующим за домом №7 по нечетной стороне улицы Свердлова в наши дни оказался дом №11 — Георгиевская (или Егорьевская) казарма, построенная в 1905 году и названная в честь управляющего Егора Миндера (в крещении — Георгия). Внимательный читатель наверняка заметил, что в повествовании пропущен дом №9. Его действительно нет на улице Свердлова. Еще до революции между Георгиевской казармой и домом учителей располагалось одноэтажное деревянное здание газового завода, производившего газ для освещения улиц. Позднее оно было разобрано. Никаких следов этого дома не осталось. Тут же располагался фабричный парк, даже сейчас различимы следы дорожек.

После Егорьевской казармы на нечетной стороне улицы располагались Пожарное депо и конный двор. Позднее территорию конного двора сократили, разместив автобазу Ивантеевского ПОГАТ (производственное объединение грузового автомобильного транспорта). До наших дней конный двор и пожарное депо не сохранились — расформированное еще в 90-е пожарное депо, сгорело в 2007 году. В этом же году окончательно было разобрано покосившееся здание конного двора.

Здание фабричной бани (дом №8) было построено в 1928 году, напротив конного двора и старого кладбища, которое было закрыто и перенесено на новое место в 30-е годы. В конце 1980-х баня уже не функционировала, строение находилось в ужасном состоянии. В 1990-х годах дом получил новую жизнь — в здании разместился производственный комплекс.

Рядом с Баней река близко подходит к домам и места тут живописные. За домами, на берегу Вори, всегда было много сараев. Сарай, а иногда и не один, был у каждой семьи. Весной мужчины из реки вылавливали льдины и складывали их в погреба. И все лето в таких «холодильниках» хранили продукты.

Напротив бани, сразу за конным двором, фабричный профилакторий. Во дворе профилактория раньше находилось кладбище, но во время массовой кампании 40-х годов по переносу кладбищ из населенных пунктов, могилы были перенесены на то место, где кладбище находится сейчас. Но перенесли их не все, поэтому даже сейчас можно увидеть надгробные холмы старого кладбища. А дом №29 по улице Свердлова даже получил название «на костях», так как при строительстве было во множестве их найдено.

Напротив профилактория стояли два двухэтажных бревенчатых дома. Строили их из бревен разобранной фабричной Церкви вознесения. Первый дом сгорел сразу после постройки, а второй стоит до сих пор. Называют его «Дом пожарных», так как жили там сотрудники пожарной части.

«Стахановские» двухэтажные деревянные дома (№25 и №27) построили в 1936 году для фабричных передовиков производства. По меркам того времени эти отдельные квартиры без удобств были просто шикарными.

Между домами № 12 (дом пожарных) и домом №18 (детский сад), которые сохранились до наших дней, стояли два деревянных дома — почта (дом №14) и нарсуд (дом №16). На снимке ниже дружинники собираются на дежурство около здания нарсуда. Правее Детского сада к реке спускалась дорога, которая выходила к старому «низкому» мосту для телег.

Суд в Красноармейске продолжал работу до 1975 года, после чего все суды Пушкинского района были объединены и разместились в одном здании в Пушкино.

В конце XIX века в том месте, где сейчас улица Свердлова пересекается с Красноармейским шоссе, располагались Муромские ворота — одни из трех, через которые можно было попасть на территорию фабрики со стороны сел Муромцева, Петровского. Снимков самих ворот не сохранилось.

К улице Свердлова от улицы Чкалова был построен мост через реку Воря. По нему ездили все грузовые подводы на фабрику, чтобы не создавать лишнего шума около барского Дома Миндера. Мост был очень низким и его часто заливало. На период паводков подводам разрешалось проезжать по мосту около плотины рядом. Рядом с этим мостом, ниже по течению Вори, стоял железнодорожный мост узкоколейки, называемый в народе «болгарский». В 1960-е годы для автотранспорта на месте железнодорожного (к тому времени ее разобрали) построили новый высокий каменный мост на две полосы движения, а в 80-е годы мост пережил реконструкцию и стал четырехполосным.

[button style=»warning» size=lg]Подборка исторических фотографий[/button]

[button style=»success» size=lg]Современные фотографии[/button]

Связанные изображения:

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ